В эпоху доступного интернета и повсеместной компьютеризации, наверное, невозможно представить свою жизнь без информации, полученной посредством электронной почты, средств электронной информации и с использованием других ресурсов интернета.
Предоставление государственных услуг по интернету стало давно уже реальной помощью гражданам РФ. При этом всё больше и больше граждан среднего, старшего и даже пожилого возраста, активно используют интернет для получения необходимой им информации из государственных служб, ведомств и организаций. Кроме того интернет стал использоваться и для обращений, жалоб, заявлений и получения ответов на них.
Однако не все граждане нашей страны могут использовать интернет для решения возникающих вопросов, проблем и задач. Поэтому граждане, не имеющие возможности обратиться к чиновнику посредством электронной почты или интернет, вынуждены обращаться «по старинке» - подавать лично свое обращение в бумажном виде или отправлять его по почте.
Так, вопросы, возникающие при реализации права граждан России, их объединений, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулирует Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В редакции указанного Федерального закона от 18.07.2012 года, было указано, что данный закон «регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами» (часть 1 ст. 1), а также то, что «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам» (часть 1 ст. 2).
Такие положения данного закона нарушали конституционные принципы равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), возможности гражданам объединяться в профсоюзы и общественные объединения для защиты своих интересов (ст. 30), направлять коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), принципы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45), а также конституционный принцип о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Однако Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного собрания Ростовской области», взаимосвязанные положения части 1 ст. 1, части 1 ст. 2 и ст. 3 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, - препятствуют распространению положений данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта Российской Федерации положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.
Исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего данного Постановления КС РФ от 18.07.2012 года, Конституционный суд обязал законодателя урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции.
Так, Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 80-ФЗ, была дополнена ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» частью 4, согласно которой установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан теперь будет распространяться и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции, которые подлежат рассмотрению государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Однако требования Конституционного суда от 18.07.2012 года были законодателем исполнены не все.
Поэтому Государственной Думой РФ были приняты очередные поправки в Федеральный закон, согласно которым ответ на обращение в государственный орган, орган местного самоуправления, к должностному лицу не дается как в случае отсутствия фамилии заявителя, так и при отсутствии в обращении почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ. Кроме этого, ФЗ "О внесении изменений в статью 11 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" уточнил ч. 5 ст. 11, предоставив право на принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями давались неоднократно, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Таким образом, на сегодняшний день если вы забыли указать или не захотели указывать свои контактные данные, такие как, ФИО (фамилия, имя и отчество) или свой почтовый адрес либо наоборот почтовый адрес указан, но не указана фамилия, то ответ на свой запрос (жалобу, заявление или иное обращение) вы просто-напросто не получите, т.к. по мнению законодателя в обоих указанных случаях доставление ответа адресату физически невозможно, поскольку отсутствуют указанные данные о нем.
Кроме этого, если вы обращались в государственный орган, получили ответ, но он вас не устроил или содержал элементы «отписки», то теперь неоднократно (то есть два и более раза) обратиться с этим же вопросом в государственный орган с одной и той же просьбой уже нельзя.
Исходя из поправок к Закону можно порекомендовать гражданам более внимательно относиться к составлению заявления, жалобы или иного обращения в органы государственной власти, организации или к должностным лицам.